Как правильно составлять акт выполненных работ в Алматы
Акт сдачи-приемки выполненных работ или оказанных услуг является первичным документом, который заключается между 2 контрагентами (заказчиком с одной стороны и исполнителем с другой) по договору подряда, согласно которому подтверждаются отсутствие претензий у заказчика и передача ему итогового результата работ либо услуг. Такой документ составляется для каждой стороны (два экземпляра) и заверяется их подписями и печатями.
Каким способом можно составить акт выполненных работ?
Чтобы составить акт выполненных работ, можно воспользоваться одним из трех вариантов — либо предприниматель или фирма в городе Алматы используют типовой бланк акта, либо разрабатывают его сами или просто берут готовый бланк из недр Всемирной Паутины. Как бы то ни было, в документе всегда присутствуют следующие сведения:
1) Когда был составлен акт (дата) и какой у него номер.
2) Выполненные работы или услуги, оказанные исполнителем, выраженные в денежном и натуральном измерителях, а также их наименования.
3) Ответственные за сдачу-приемку работ или услуг лица, которые перечисляются по таким критериям: их ФИО, личные подписи и должности.
4) Информация о контрагентах (в большинстве случаев указывают только их ФИО).
В случае оказания нескольких работ или услуг, никак не возбраняется их перечисление, если оно оформлено по правилам в виде таблицы. Помимо этого, на каждый вид работ или услуг возможно составить отдельный акт. В таком случае все данные в акте не должны перечить той информации, которая присутствует в договоре, иначе его придется переделывать.
В каких случаях нужно составлять акт приемки-передачи выполненных работ?
На основании договора, который подписывают обе стороны — заказчик и исполнитель, они взаимодействуют между собой. Такой договор оговаривает, какую работу исполнитель должен выполнить для заказчика или какую услугу он должен ему предоставить. Т.е., документ устанавливает, что должен получить заказчик, и какую сумму за это он должен заплатить исполнителю. При этом оговаривается и срок, в течение которого должна быть выполнена работа или предоставлена услуга. Акт выполненных работ по договору оказания услуг или по сдаче-приемке выполненных работ составляют по факту исполнения подрядчиком своих обязательств. Это документ вторичный, потому что он — приложение к первичному документу – договору подряда. Подписание акта – только часть приемки выполненной работы, но это основание для окончательного расчета межу заказчиком и исполнителем.
Т.е., если компания заключила с сотрудником договор подряда, то тем документом, который подтверждает исполнение его условий, и является акт выполненных работ или услуг. Если качество выполненной работы не удовлетворило заказчика, свои претензии он также должен отразить в акте и подробно перечислить, чем именно он не доволен, а также по согласованию с исполнителем отразить в акте сроки устранения недочетов. После того, как работы приняты и акт приемки без замечаний подписал заказчик, он подтверждает свои обязательства по оплате и несет ответственность за их невыполнение. Акт выполненных работ, подписанный без единого замечания – это гарантия оплаты. Но если все же после его подписания заказчик не выполняет свои обязательства, акт является доказательством правоты исполнителя и правомерности требования им оплаты. Пункт 2 статьи 720 Гражданского кодекса устанавливает безоговорочную обязанность сторон в случаях приемки по окончанию работ по договору подряда. Если стороны договора не оформили завершение работ по нему актом, при проверке контролирующими органами и той, и другой стороне грозят штрафные санкции.
В соответствии с ним, форма акта выполненных работ предусматривает наличие в документе следующих обязательных реквизитов: наименование документа; наименования и банковские реквизиты заказчика и исполнителя; наименование и реквизиты договора, на основании которого выполнялась работа, была предоставлена услуга; перечень работ (услуг), выполненных (предоставленных) в рамках договора; фраза, фиксирующая передачу заказчику итогового результата выполненных работ; дата и место передачи результатов работ по договору; перечень замечаний, условия и сроки их устранения (при их наличии) или фраза об их отсутствии; стоимость работ, выполненных в рамках договора; фамилии, инициалы и должности сторон, подписавших акт, их подписи; оттиски печатей (при их наличии). Поскольку акт подписывают обе стороны, то распечатать его нужно в двух экземплярах. Обе стороны имеют при себе копию этого акта. И в случае подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки, возникшие претензии и рекламации могут быть рассмотрены исключительно в судебном порядке, и никак иначе.
Как правило, при составлении текста договора обе стороны оговаривают конкретные сроки составления акта выполненных работ. Если в договоре не прописан этот срок, то после того, как исполнитель подготовит акт, заказчик обычно подписывает документ (если не былы выявлено замечаний) в срок, не превышающий недели.
Для того, чтобы оформить расчет с сотрудником, работающим сдельно, акт приемки выполненной работы также играет немаловажную роль, посольку такой документ подтверждает своевременное и в полном объеме выполнение сотрудником порученной работы. Бухгалтерия начисляет специалисту зарплату на основании акта.
Компании целесообразно разработать типовой акт выполненных работ, бланк которого будет использоваться при заключении договоров подряда. Документ необходимо утвердить в числе других, разработанных самостоятельно, в учетной политике организации. Но следует учитывать, что при заключении договоров подряда все же следует согласовать с другой стороной договора используемую форму, чтобы впоследствии не возникло разногласий или требований внести в бланк дополнительные сведения.
В итоге, при оформлении акта выполненных работ можно использовать форму, которую работодатель разработал самостоятельно. В этом случае крайне важно, чтобы в ней были заполнены все обязательные реквизиты, поскольку на основании этого документа осуществляется оплата выполненной исполнителем по договору работы.